Сообщение Анна88 » 28 янв 2015, 10:01

Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Подскажите, пожалуйста, как добиться послушания со стороны ребенка, но вместе с тем не навязывать ему свою волю?

Сообщение Крылова Т.В. >> 28 янв 2015, 12:08

Изображение
Репутация: 0
Здравствуйте, Анна!

В последнее время я часто сталкиваюсь с этим вопросом, а главное, что он всегда с отрицательным значением. Давайте представим ситуацию, когда мы не будем навязывать свою волю ребенку с самого рождения. Тогда ребенок не научится ходить, кушать с тарелки ложкой, а потом и вилкой, не научится ходить на горшок, не научится говорить, одеваться, чистить зубы и еще очень многим мелким и нужным вещам так необходимым в нашем цивилизованном обществе. Получится не воспитанный ребенок, а человек больше похожий на Маугли. Я не зря воспользовалась словом – воспитанный, т.к. воспитание и есть навязывание своей воли, переданный нам многими поколениями опыт, который помогает нам выжить в современном обществе. Ведь никто из родителей не задумывается над вопросом, навязывает ли он свою волю в случае болезни ребенка, когда надо дать ему горькое лекарство, а ребенок в это время сопротивляется всеми возможными способами. Мы в этот момент мобилизуем все возможные наши ресурсы, чтобы убедить ребенка выпить лекарство. Потому что мы уверены - от этого зависит здоровье ребенка, а иногда и жизнь. И в этой ситуации мы полностью пользуемся опытом многих поколений. Никто из родителей не позволит ребенку есть только то, что он хочет, а именно – мороженное, торты, печенье, конфеты и т.д. А полностью употребит в навязывании своей воли для того, чтобы ребенок кушал правильные продукты питания. И в этом случае мы пользуемся опытом поколений, но уже и своим приобретенным, т.к. образ питания тоже очень сказывается на здоровье. Так вот, что касается здоровья, тут у родителей вопросов не возникает.

Возьмем другую сферу воспитания - дисциплина. С самого раннего детства мы приучаем к порядку: собирать разбросанные игрушки, аккуратно складывать вещи, класть на полку прочитанные книги и т.д. Мамы часто объясняют себе эти действия тем, что "Ну должен же быть в доме порядок". На самом деле это тоже касается здоровья (где порядок, там и чистота, что является залогом здоровья), но и еще одной сферы - психологической (раньше ее называли - моральной). В советское время бытовало выражение – порядочный человек, на него можно положиться. Попробуем его расшифровать: в слове "порядочный" корень "порядок", а значит у такого человека в порядке здоровье, рабочее место, и любая работа, которая ему будет поручена, будет выполнена в срок. Потому что он приучен к этому с детства. Здесь вплетается еще одно понятие, связанное с работой – время. Ребенок, которого укладывают спать в положенное по возрасту время, кормят или заставляют есть по времени, постепенно приучается чувствовать время, правильно его распределять между игрой и обязанностями, которые только возрастут с взрослением. И в этом маленьком дисциплинарном действии мы видим заботу о здоровье (хороший сон и режим питания), но также очень серьезный фактор – умение распределять свое время. Вот и получается, чтобы воспитать ребенка и заложить навыки дисциплины, порой надо проявить очень большую силу воли, а иногда и давление, чтобы ребенку во взрослой жизни легче жилось. Хочется отметить еще одну сторону такого жесткого воспитания – это умение подчиняться. Как известно, что никогда человек не сможет ничего добиться в этой жизни, если не умеет подчиняться.

Пытаясь привить ребенку хорошие привычки, мы всегда встречаем со стороны ребенка большое, а иногда и огромное сопротивление – это проявление его воли, навязывание своей воли нам. И очень часто мы уступаем такому сопротивлению, т.к. воспитание всегда компромисс между родителями и детьми, всегда происходит взаимное воспитание. В каждой семье образ воспитания друг друга складывается по-своему.

Впервые ребенку приходится столкнуться с социальной жизнью, когда он или она идет в школу. Иногда случается, что по истечению непродолжительного времени, ребенок отказывается идти в школу. Это могут быть те причины, которые я описала выше, но могут быть и другие, которые попробую описать. По своей природе дети очень любопытны, они не могут усидеть на одном месте, т.к. хотят узнать как можно больше. Одна из причин – в школе им не интересно. Еще одна из важных причин - не смог ребенок найти себе друга или подругу. В наше время встречается и такая причина, как то, что ребенок не знает, зачем ему учиться. Могут быть и другие очень индивидуальные. В таком возрасте дети не могут сформулировать ответ на вопрос: почему ты не хочешь ходить в школу. Есть очень простой способ узнать. Вечером, когда ребенок ложится спать, предложите сочинить свою сказку. Родитель участвует в этом процессе. Рассказывают сказку по очереди, небольшими сюжетами. Предложите ребенку выбрать персонажей самому. Главного героя ребенок наделяет всеми теми проблемами, которые ребенок испытывает сам. Сразу может не получиться, ребенок может рассказывать уже известные ему сюжеты из известных сказок. Но пройдет немного время и ребенок начнет рассказывать свои проблемы. В последствии Вы научитесь общаться без сказок, но ребенок приобретет новый стиль общения с вами. В дошкольном периоде воспитания ребенка у взрослых преобладает контролируеще-обучающее поведение по отношению к ребенку. В период школьного воспитания родителям нужно переходить на дружеско-обучающее общение. Тогда ребенок не будет чувствовать излишнее Ваше давление, а будет учиться другим, очень необходимым привычкам. Быть открытым, уметь делиться и т.д. Все то, что приходит с пониманием дружба.

Когда появляется ребенок в семье – исчезают порядок, деньги, покой, отдых, но приходит счастье. Желаю удачи в прекрасном процессе воспитания.

Сообщение Анна88 » 28 янв 2015, 13:23

Татьяна Васильевна, спасибо Вам большое за развернутый, интересный ответ! Я действительно никогда не рассматривала "навязывание своей воли ребенку" как положительный момент воспитания. Ваши слова заставили задуматься и посмотреть на этот важный вопрос с другой стороны.
Приятно, что Вы затронули не менее актуальный для меня вопрос, по поводу нежелания ребенка ходить в школу. Мой сын сам часто говорит, что в школе ему неинтересно, и едва ли он может узнать что-то новое. Но единственная ли это причина - сказать сложно. Буду пробовать выяснять все возможные варианты, используя Ваш совет - сочинить сказку.
Спасибо Вам еще раз за советы!

Сообщение Крылова Т.В. >> 30 янв 2015, 08:31

Изображение
Репутация: 0
Сказку можно составлять не только с малышами, но и всей семьей. Тогда Вы узнаете проблемы всех домашних, да составлять будет намного интересней. И это может превратиться в очень интересную игру, которая объединяет всю семью. В скорости сказка не понадобится, т.к. Вы научитесь говорить о своих проблемах открыто. Это касается как взрослых, так и детей. Это и есть одно из правил мудрого и незаметного руководства семьей. Что и ждут от нас все домочадцы.

video-kursi.net batumi.eu5.org otel-batumi.eu5.org


Вернуться в Психолог. Женская психология


Яндекс.Метрика